МБОУ г.Иркутска школа-интернат №13
Иркутск
  • Наставничество

    Роль наставничества в современной школе

    Вопрос о наставничестве в нашей школе всегда стоял очень остро, так как коллектив школы не большой. А наибольшей эффективности в работе может достичь только тот коллектив, который сам растит свои педагогические кадры.

    Традиционно работа организуется творческими командами - параллелями. Эти творческие группы представляют собой единое целое с точки зрения подходов в организации образовательного процесса. Данная традиция помогает добиваться определенных результатов в работе. Мы охотно принимаем в наш коллектив молодых или малоопытных учителей, потому что выработанная система работы, включая наставничество, помогает нам избежать многих рисков. Эта работа помогает молодым коллегам почувствовать себя членами нашей большой команды, и мы радуемся, когда они достигают положительных результатов и успехов в своей работе. Кроме этого, мы сохраняем единство в направлениях работы и преемственность. Наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы:

    - планирования современного урока;

    - дисциплины и организации порядка на уроке;

    - работы со школьной документацией;

    - организации работы с родителями обучающихся;

    - классного руководства.

                Данные проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные базовые знания, он даже может хорошо знать содержание программы, но ему не хватает еще знаний по методике образования, по многим организационным вопросам взаимодействия с учащимися, т.е.  у него еще не сформированы профессиональные компетенции. Поэтому для успешной адаптации молодых и малоопытных учителей в школе необходимо осуществлять их системное методическое сопровождение в нескольких формах:

      - консультации;

    - творческая группа;

    - наставничество;            

    - мастер-классы;

    - педсоветы, семинары.  

    Остановимся на наставничестве. Что же такое наставничество? Если мы откроем педагогический словарь, то: НАСТАВНИЧЕСТВО - «Процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. В отечественной практике получило развитие массовое движение Н. в системе профессионально-технического образования и производственного обучения (с конца 50-х гг.). Н. осуществлялось как шефство опытных передовых работников над учащимися и молодыми рабочими, пришедшими в трудовой коллектив. В обязанности наставника входило не только обучение молодого человека специальности, но его политическое и нравственное воспитание». (Педагогический энциклопедический словарь. 2012)

    И сегодня наставничество - это двусторонний процесс взаимодействия, где молодой учитель выступает в роли субъекта, это способствует повышению его самооценки, а также формированию ощущения своей значимости и востребованности как специалиста. Поэтому, цель наставничества - оказание помощи молодым учителям в их профессиональном развитии.

    Таким образом, наставничество - это форма профессионального обучения, которая имеет свои положительные моменты:

    - Повышение профессионального уровня без отрыва от основной работы;

    - Обучение, основанное на опыте лучших педагогов-практиков в конкретных условиях (учитывая традиции и интересы школы).

    В нашей школе есть документы, которые регламентируют данное направление работы:

    - Положение о наставничестве (разработано творческой группой);

    - Приказ директора школы о наставничестве;

    - Планы работы наставника и молодого специалиста;

                Так же определены задачи наставничества, актуальные в отношении современного молодого учителя:

    - формирование интереса, сознательного и творческого отношения к педагогической деятельности;

    - развитие способности качественно выполнять профессиональные обязанности;

    - формирование и развитие профессиональных и личностных компетенций (участие в конкурсах педмастерства и с учащимися класса);

    - освоение традиций школы и формирование корпоративной культуры;

    - обеспечение непрерывного образования молодого учителя и оказание помощи в преодоление различных затруднений.

    Иными словами - помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. В этой работе следует руководствоваться несколькими принципами:

    - добровольность;

    - гуманность;

    - соблюдение прав молодого учителя;

    - конфиденциальность;

    - ответственность;

    - искреннее желание помочь в преодолении трудностей;

    - взаимопонимание;

    - способность видеть личность в молодом учителе. Среди них самым главным считаем - «добровольность» (согласие опытного педагога работать с молодым учителем и молодого учителя с опытным педагогом)

     Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он нуждается в поддержке. Поэтому наставник обращает внимание молодого специалиста на:

    - требования к организации учебного процесса;

    - требования к ведению школьной документации;

    - формы и методы организации урочной и внеурочной деятельности, досуга учащихся;

    - ТСО (возможности использования в практической деятельности в соответствии с требованиями САНПиН). Другими словами, педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого учителя, привлекать его к участию в жизни педагогического коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, его творческие способности и профессиональное мастерство. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

    Методическая помощь наставника заключается в следующем:

    Наставник

    Молодой специалист

    изучение нормативных документов и локальных актов ОУ;

    обучение планированию и ведению школьной документации

    Консультирование или совместная работа

    посещение уроков молодого учителя

    посещение уроков наставника;

    Анализ посещенных уроков

    моделирование

    проведение урока

    Анализ итогов контрольных работ, проверочных и итогов четверти

    Анализ воспитательной работы (причины и корректировка)

    Как же сорганизуется работа в данном направлении?

    1. Члены администрации беседуют с вновь прибывшим учителем. По итогам беседы обсуждают на административном совете кандидатуру учителя-наставника.

    2. Далее работа строится по следующим этапам:

      1-й этап – проектировочный (адаптационный). Наставник помогает молодому учителю определить круг его обязанностей, а также старается понять, какие пробелы имеются в знаниях и умениях молодого учителя. Определяются цели взаимодействия, выстраиваются отношения взаимопонимания и доверия. Узнает его поближе (о его увлечениях, о личных качествах, семье, месте жительства и др.)

    2-й этап – основной (практический).

    Наставник разрабатывает и реализует план работы, осуществляет корректировку профессиональных знаний и умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственный план самосовершенствования.

       3-й этап – оценочный (аналитический).

    Наставник и члены администрации проверяют уровень профессиональной компетенции

    молодого учителя, определяют степень его готовности к самостоятельному выполнению своих функциональных обязанностей.

                Данному направлению свойственна "обратная связь", которая с нашей точки зрения говорит о том, что в данном направлении работа организована правильно.

    Хорошая "обратная связь" наставничества:

    - налажена атмосфера доверия и сотрудничества;

    - наблюдается профессиональный рост молодого учителя;

    - развиваются способности молодого учителя и стимулируется его творческий потенциал

    - четко определено, что достигнуто и что делать дальше

    - у молодого учителя появляется ощущение, что ему действительно помогли.

    В ходе работы в данном направлении можно выделить 5 основных стадий обучения, условно их можно сформулировать так:

    «Я расскажу, а ты послушай»;

    «Я покажу, а ты посмотри»;

    «Сделаем вместе»;

    «Сделай сам, а я подскажу»;

    «Сделай сам и расскажи, что ты сделал».

    При подборе кандидатуры наставника важно, чтобы взаимодействие с молодыми учителями было конструктивным и приносило желаемый эффект, педагогу-наставнику необходимо помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать.

    Мы создали «Кодекс наставника». Вот некоторые выдержки из этого документа:

    Не приказывать. (фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест, следует отказаться от фраз типа «вы должны», «вам необходимо», «вам нужно» и т. п.)

    Не поучать (нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику («если бы Вы послушали меня, то...», «если бы Вы последовали моему примеру...»).

    Не подсказывать решения («На Вашем месте я бы...» – эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс профессиональной поддержки, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют самолюбие молодого учителя.

    Не выносить суждений («Вы слишком мало внимания уделяете работе» вызывает сопротивление и протест молодого учителя, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы).

    Не оправдывать и не оправдываться («Вы организовали и провели урок не так уж плохо, как кажется на первый взгляд» – данная форма оправдания снимает некоторое напряжение в отношениях, но делает существующую профессиональную проблему менее значимой для молодого учителя).

    Не ставить «диагноз» («Вам нельзя работать в школе, Вы слишком эмоциональны» – такая фраза опытного педагога непременно насторожит молодого учителя и настроит его против наставника).

    Работа с молодым специалистом будет более эффективной, если наставник подготовит для него различные "памятки" (с учетом современных условий и требований):

    - обязанности классного руководителя;

    - организация работы с неуспевающими учащимися;

    - анализ и самоанализ урока;

    - как правильно организовать работу с родителями;

    - методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

    Несмотря на бумажные предписания (памятки и планы работы), наставник является для молодого учителя тем советчиком, который может и без планов подсказать важные вещи, ответить на возникшие вопросы, дать позитивную настройку, развеять сомнения.

                Процесс педагогического становления молодого специалиста может длиться более года и условно можно считать его законченным, если:

    - проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;

    - молодой учитель овладел необходимыми знаниями и практическими навыками в организации учебной и внеурочной деятельности;

    - показатели качества обученности учащихся и процент успеваемости находятся на базовом уровне. 

    что этот процесс.

    А каким должен быть наставник?

    Это не обязательно член администрации или учитель с очень большим педагогическим стажем. Наставник должен быть:

    - психологически готов к работе в данном направлении;

    - обладать навыками консультирования и оценивания;

    - быть открытым и готовым к диалогу;

    - обладать терпением и спокойствием, умением чувствовать и понимать молодого учителя;

    - быть примером в отношениях с коллегами, с учащимися и их родителями;

    - должен развивать свой творческий потенциал, находиться в педагогическом поиске, совершенствовать свои методы и формы работы;

    - перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками.

    Из сказанного выше хорошо видно, какую пользу дает наставничество молодому учителю. А что же эта работа дает учителю - наставнику?

    - увидеть новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;

    - ощутить свой вклад в становление молодого учителя как профессионала, получить удовлетворение от общения с молодым учителем;

    - появляется стремление к самосовершенствованию;

    - возможность чему-то научиться у молодого учителя.

    Возможные ошибки в организации наставничества в современной школе:

    - психологическая несовместимость наставника и молодого учителя;

    - отсутствие "обратной связи" между наставником и молодым учителем;

    - наставник предлагает копировать свои действия без объяснения причин или высказывает собственное оценочное суждение;

    - профессиональное выгорание наставника, отсутствие заинтересованности в результатах своей работы, формальное выполнение обязанностей;

    - перегрузка молодого учителя замечаниями и рекомендациями по широкому кругу вопросов.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике