Роль наставничества в современной школе
Вопрос о наставничестве в нашей школе всегда стоял очень остро, так как коллектив школы не большой. А наибольшей эффективности в работе может достичь только тот коллектив, который сам растит свои педагогические кадры.
Традиционно работа организуется творческими командами - параллелями. Эти творческие группы представляют собой единое целое с точки зрения подходов в организации образовательного процесса. Данная традиция помогает добиваться определенных результатов в работе. Мы охотно принимаем в наш коллектив молодых или малоопытных учителей, потому что выработанная система работы, включая наставничество, помогает нам избежать многих рисков. Эта работа помогает молодым коллегам почувствовать себя членами нашей большой команды, и мы радуемся, когда они достигают положительных результатов и успехов в своей работе. Кроме этого, мы сохраняем единство в направлениях работы и преемственность. Наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы:
- планирования современного урока;
- дисциплины и организации порядка на уроке;
- работы со школьной документацией;
- организации работы с родителями обучающихся;
- классного руководства.
Данные проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные базовые знания, он даже может хорошо знать содержание программы, но ему не хватает еще знаний по методике образования, по многим организационным вопросам взаимодействия с учащимися, т.е. у него еще не сформированы профессиональные компетенции. Поэтому для успешной адаптации молодых и малоопытных учителей в школе необходимо осуществлять их системное методическое сопровождение в нескольких формах:
- консультации;
- творческая группа;
- наставничество;
- мастер-классы;
- педсоветы, семинары.
Остановимся на наставничестве. Что же такое наставничество? Если мы откроем педагогический словарь, то: НАСТАВНИЧЕСТВО - «Процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. В отечественной практике получило развитие массовое движение Н. в системе профессионально-технического образования и производственного обучения (с конца 50-х гг.). Н. осуществлялось как шефство опытных передовых работников над учащимися и молодыми рабочими, пришедшими в трудовой коллектив. В обязанности наставника входило не только обучение молодого человека специальности, но его политическое и нравственное воспитание». (Педагогический энциклопедический словарь. 2012)
И сегодня наставничество - это двусторонний процесс взаимодействия, где молодой учитель выступает в роли субъекта, это способствует повышению его самооценки, а также формированию ощущения своей значимости и востребованности как специалиста. Поэтому, цель наставничества - оказание помощи молодым учителям в их профессиональном развитии.
Таким образом, наставничество - это форма профессионального обучения, которая имеет свои положительные моменты:
- Повышение профессионального уровня без отрыва от основной работы;
- Обучение, основанное на опыте лучших педагогов-практиков в конкретных условиях (учитывая традиции и интересы школы).
В нашей школе есть документы, которые регламентируют данное направление работы:
- Положение о наставничестве (разработано творческой группой);
- Приказ директора школы о наставничестве;
- Планы работы наставника и молодого специалиста;
Так же определены задачи наставничества, актуальные в отношении современного молодого учителя:
- формирование интереса, сознательного и творческого отношения к педагогической деятельности;
- развитие способности качественно выполнять профессиональные обязанности;
- формирование и развитие профессиональных и личностных компетенций (участие в конкурсах педмастерства и с учащимися класса);
- освоение традиций школы и формирование корпоративной культуры;
- обеспечение непрерывного образования молодого учителя и оказание помощи в преодоление различных затруднений.
Иными словами - помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. В этой работе следует руководствоваться несколькими принципами:
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого учителя;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность в молодом учителе. Среди них самым главным считаем - «добровольность» (согласие опытного педагога работать с молодым учителем и молодого учителя с опытным педагогом)
Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он нуждается в поддержке. Поэтому наставник обращает внимание молодого специалиста на:
- требования к организации учебного процесса;
- требования к ведению школьной документации;
- формы и методы организации урочной и внеурочной деятельности, досуга учащихся;
- ТСО (возможности использования в практической деятельности в соответствии с требованиями САНПиН). Другими словами, педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого учителя, привлекать его к участию в жизни педагогического коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, его творческие способности и профессиональное мастерство. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.